Sunday, February 13, 2011

2011.02.13 Из серии "о железках". "Кухня" для компьютера.

   Попробую начать цикл заметок о разных составляющих ПК. Не знаю, хватит ли сил и терпения на всё, но хочется хотя бы начать. И начать с источника питания или блока, кому как больше нравится. С этого самого PSU - Power Supply Unit, который я для простоты для себя давно уже назвал "блоком питания" ("БП"). За почти 20 лет моей работы техником накопился некоторый опыт в этой области. Хочется немного привести в порядок мысли, вспомнить что-то из того, с чем довелось столкнуться по работе. В общем, есть что рассказать... хотя бы и самому себе :-) А если всё это пригодится кому-нибудь ещё, будет прекрасно.
   Поскольку так уж сложилось, что начинать мне работу техником по ПК пришлось в 90-ых гг., то и начну экскурсию в мир БП с тех добрых старых и даже древних громоздких источников для IBM PC XT. Было дело, перебирал этих "динозавров", но блоки у них было сделаны, что называется "на совесть". Потом были источники для ПК АТ стандарта.... потом АТХ, потом...
   Не буду тут перечислять все форм-факторы и стандарты для БП. Остановлюсь, пожалуй, на самых распространённых и на тех, которыми пользуюсь сам. Это АТХ и micro-ATX. Габаритные размеры большинства БП АТХ (Д х Ш х В) 140 х 150 х 86 мм, но есть и 220 х 150 х 86 мм, это уже для мощностей 1200 - 1600 Вт. А для большинства применений вполне хватает первого варианта. Для себя из различных вариантов стандарта micro-ATX я выбрал один с габаритными размерами 130 х 125 х 65 мм, хотя есть ещё куча всяких вариаций. Почему именно этот? Прежде всего потому, что такой тип БП производит компания FSP, в том числе и в вариантах для различных произодителей всякого компьютерного "железа" в виде ОЕМ. Да и приобрести в нашей "деревне" этот тип можно, чего не могу сказать про другие варианты источников. Их или просто не продают у нас или надо заказывать и ждать, часто не надеясь на то, что его привезут вообще. Приходится выбирать из того, что доступно, увы.

   Например, Fortron Blue Storm II 500. Этот БП я приобрел пару-тройку лет назад в качестве тестового источника для ремонта или для моих эспериментов по моддингу. А "рабочей лошадкой" в моей рабочей станции вот уже более 8 лет исправно "пашет" Fortron FSP500-60(PFN) (точный буквенный индекс я не помню, а разбирать комп нет никакой охоты), отличный серверный БП с приемлемой (на момент покупки) средней ценой, теперь уже снятый с производства. В моём интернетовском компе, сделанном в корпусе почившего DVD плеера Philips DVР-957 прекрасно прижился ОЕМ вариант компании Fortron, произведённый для MODECOM. Это модель S-250 (мощностью 250 Вт) стандарта micro-ATX, на смену которой пришла новая более мощная версия S-350 мощностью 350 Вт.

  

   Как можно заметить, я предпочитаю БП всего лишь одной компании, а именно Fortron Group. Резонно спросить: почему? Тому есть достаточно веских причин. Попробую их перечислить, на мой взгляд это:

- прекрасное качество изделий и надёжность, брак на уровне 2-3%,
- стабильная работа, уровни напряжений и малые пульсации,
- приемлемая цена, гарантийный срок на изделия (тут у нас) до 3 лет,
- компания Fortron Group специализируется на производстве БП различных типов, делает это очень давно, профессионально и высококлассно,
- мой 20-летний опыт работы и прошедшие через мои руки более 200 штук различных моделей БП производства этой компании, таких серий как: FSP, Blue Storm, Everest, Epsilon, Saga и др., говорят о том, что эти БП по праву заслужили признание одних из лучших. Из более чем 200 штук бракованных мне попалось всего... 2 (!)

   Это не дифирамбы, это мой опыт. И я для себя выбрал БП именно этого производителя. Ещё один на мой взгляд немаловажный плюс этих источников в том, что у них есть сетевые выключатели питания на корпусе. Так что если компы надо оставить без присмотра на длительный срок, то не придется выдергивать вилки сетевых кабелей из розеток, достаточно просто выключить источники питания. Я не говорю уже про качественную элементную базу, хорошую схемотехнику, использование проводов нормального сечения (без экономии), терморегулируемые вентиляторы, хорошие сетевые фильтры и пр. и пр. Возможно, кто-то возразит, что у этих БП нет всяких "наворотов" вроде подсветки, корпусов разных цветов... возможно. Не знаю, как для других, а для меня лично на первом месте качество "пищи" от этой "кухни". Не "супер-пупер ресторан", но и далеко не дешёвая "столовка", а именно качественный, весьма приличный "ресторан" с хорошо "приготовляемыми блюдами из качественных продуктов", которые не потра... э-э-э, не пожгут комп  :-) Не экстрим по весу в 4 кг, но и не минимализм весом в 300 г. Хотя мой серверный БП в 500 Вт весит более 2,5 кг. Я достаточно насмотрелся на горелые компы, в которых стояли дешёвенькие источники типа Codegen, Faschen, Colors IT, JNC и прочей такой же "консервной" продукции шанхайских велосипедных заводов. При пробое этих "источников" в компах выгорало всё, что могло, встречались такие, в которых выживал только процессор, все остальные - материнка, память, видяшка, жёсткий диск, оптика и периферия (например, модем, отдельный звук, контроллер и др.) выгорали напрочь.
   Я уже упоминал, что Fortron Group производит источники для сторонних производителей. Так же, как и Delta Electronics, которая поставляет БП таким гигантам, как Acer, IBM, Hewlett-Packard, Dell и другим. Так и Fortron Group поставляет БП таким компаниям, например, как Nexus, Zalman, AOpen, InWin, OCZ, и прочим.
   Как-то раз, просматривая сайт THG в его русскоязычном варианте, я наткнулся на весьма полезную информацию о БП различных производителей. Пусть меня побьют :-), но я скопировал таблицы и решил их поместить тут. Кому-то это вряд ли пригодится, а вот мне эта информация интересна и полезна, да и в блоге она будет у меня под рукой. Производители приведены в алфавитном порядке.


   Как видно, и тут есть мой любимый брэнд Fortron Group.








   Пусть в этих таблицах и нет самых последних моделей, но по ним можно судить о том, кто производит БП для того или иного брэнда. Кстати, заинтересовавшись как-то мощными источниками на 1200-1500 Вт, я довольно долго искал что-нибудь подходящее для меня. И на этот раз, как это ни грустно, но мой любимец Fortron меня подвёл. Модель Everest меня не устроила по разным причинам: по мощности, по количеству кабелей шины +12 В, по амперажу, по разъёмам... Ну не глянулся он мне, что назывется... Искал я, искал, пока не наткнулся на обзор одной модели от Corsair, чего я, в общем-то, ну никак не ожидал. Это контора в моей голове засела всё больше как производитель памяти, а не БП. Прочитав несколько отчётов о тестах Corsair AX1200, могу сказать, что для игрового ПК с парой-тройкой видяшек в конфигурации SLI или CrossFire X эта штука - в самый раз. Жаль, что у нас на неё дают всего лишь годовую гарантию, тогда как в Штатах - аж 7 лет (!)







     Цена - на уровне для устройств такого класса, вполне приемлемая, не копеечная, но и не запредельная, как у PC Power&Cooling в оригинале, которая и производит эту модель. И я не сторонник экономии, а тем более на такой очень важной вещи, как источник питания. Если бы я собирал игровой ПК для стрелялок-бродилок с 2-3-мя мощными видяшками, то приобрёл бы (опять пришлось бы слёзно просить заказать эксклюзив) именно этот БП. Он вполне отвечает всем моим весьма строгим требованиям, которые, должен сказать, весьма высоки с точки зрения обычного рядового пользователя. Уж простите меня - я профи. И, наученный горьким опытом прошлого, я слегко побаиваюсь "железок" из серии "Professional" (помятуя об известной среди компьютерщиков старой закваски шутке: хорошую вешь Professinal не назовут, ох, накаламбурил), но тут всё путём, всё вполне "Профессионально". Прощай Fortron, да здравствует Corsair! Пошёл записываться в пираты :-)

No comments:

Post a Comment